Логотип МегаМас2
МегаМас-2





Сделаем мир лучше!




На главную Отправить письмо


 
 

Производство масел и смазок     тел.: (495)737-32-82





АНАЛИЗ «ЭФФЕКТА» ОТ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ КОНКУРСНЫХ ЗАКУПОК ЗА 2000 – 2005 гг.


 версия для печати

Анализ «эффекта» от применения системы конкурсных закупок за 2000 – 2005 гг.

Закупки на основе ценового конкурса (аукцион наоборот) уже применялись в США и Западной Европе в 60-70 гг. прошлого века. Тогда такая система была признана неэффективной по объективным причинам и была отвергнута.

В 1995 г. эта система была возрождена в США в новом качестве электронных торгов on - lain. Первые результаты превзошли все ожидания. Экономия составляла до 20%. Попутно была решена и задача ликвидации коррупции при закупках. Начался тендерный бум. В компании General Electric экономия на закупках была ошеломляющая: аж 5%! Феноменально по американским масштабам для наукоемкой отрасли! А по Министерству обороны США и подавно: от 12 до 48% от общих затрат.

Но что означает такая экономия? По закону сохранения материи суммы, сэкономленные, заказчиком, это прибыль, недополученная поставщиком. Чтобы поставщикам не разориться, им необходимо было что-либо предпринять. Тендерный подход привел в США к снижению качества товара и культуры сервисного обслуживания.К 2005г. тендерные торги в США сошли на нет. Выкручивать поставщику руки, принуждая его к участию в тендере – далеко не лучший способ построить долговременные партнерские отношения. А коррупция, подобно вирусу гриппа, мутирует после каждой прививки и возвращается через год с утроенной силой.

А как обстояли дела в России? Как в начале 90-хх Россия вышла на первое место в мире по количеству бирж, так и теперь повсеместно всё, даже канцелярские принадлежности, закупается на основе конкурса. Это, по-нашему, с размахом. Пионером во внедрении тендеров в закупки, как и всего другого передового и эффективного в России, явилось ОАО «Северсталь». С помощью американских консультантов уже с лета 2000 г. закупки начали проводиться по новой системе.

Анализ эффективности проведу по маслам для ПЖТ прокатных станов.

С 1998 по 2000 гг. цена на масло И-460ПВ задавалась лидером в производстве качественных масел ОАО «РОВЕЛ» г.Пермь и колебалась в диапазоне 15000 – 16000 руб./т. с НДС. В мае 2000 моей фирмой было освоено принципиально новое масло И-Т-В-460, выпущена первая цистерна в ЛПЦ-3.

С введением конкурсов фаворитом стали маслозаводы из Рязани. Цена упала летом 2000г. до 11000 руб./т. Эта цена продержалась почти год, после чего поднялась к апрелю 2001 г. до 14500 руб./т. Торги по 120 т. масла были проиграны ОАО «РязНХП». С преимуществом всего в 75 руб./т. первое место поделили ОАО «РОВЕЛ» и моя фирма с маслом И-Т-В-460. Я и пермский представитель перед самым началом торгов снизили цену, а рязанцы не успели. Вот такая была рубка. И такая же динамика наблюдалась по всем нефтепродуктам. Что и говорить? Результат ошеломляющий! Экономия до 45% в 2000 г. и 11% в 2001 г. к уровню 1999 г. Ее можно проанализировать. Объявляемая доходность нефтяных компаний составляет 30 – 35%. 0 - 30% - это уровень простого воспроизводства, выше - уровень расширенного воспроизводства.

Таким образом, падение цены в 2000 г. на 45% - это работа на уровне убытка с целью завоевать рынок. Последующее поднятие цены на 30% - это выход на уровень простого воспроизводства из-за риска разорения.

К концу 2005 г. цены на топливо и масла без присадок возросли в сравнении с уровнем 2001 г. в 2,5 раза. Цены на легированные масла остались на уровне 2001 г. В чем же секрет российского «экономического чуда»?

В 2002 г. в России были приняты в эксплуатацию экологические комбинаты по переработке отработанных масел и нефтеотходов. Это сырье себестоимостью 2500 руб./т. подвергается фильтрации и осушению, исправлению кислотности. На выходе получается регенерат - сырье для нефтемаслозаводов для повторного применения.

Так как ранее применявшееся в качестве сырья масло П-40 подорожало с 10000 в 2003 г. до 25000 руб./т. с НДС к концу 2005 г., то новое сырье стоимостью 5000 руб./т. явилось настоящим спасением и выгодным бизнесом.

Уровень доходности производителя был восстановлен, а за счет возросших в 5- 7 раз объемов поставок на порядок преумножен. То был достойный ответ производителя диктату покупателя. Паритет был восстановлен.

Подобная картина наблюдается до сих пор в производстве автомобильного бензина. В качестве сырья с 2003 г. применяется прямогонный бензин-растворитель с добавлением лошадиных доз железо-марганцевой присадки и эфира, повышающих октановое число с 60 до 95. Норма присадки до 5% при закладке на хранение, а 15 – 25% - это рецепт военного времени. Ведь такой бензин сохраняется в покое всего сутки, а в баке автомобиля – 3 часа тряски, после чего разлагается до исходного состояния с выпадением присадок и испарением эфира. Оживить заглохший двигатель за достойную плату смогут только специалисты сервиса. Поэтому производители дорогих иномарок начинают открывать в России собственные заправки, совместные с иностранными нефтяными компаниями.

3 часа – это срок жизни машины в бою. При нехватке качественного топлива на войне о сохранности двигателя думать не приходится, а о загрязнении воздуха ядовитой присадкой тем более. Такой бензин поставляется на АЗС по пятницам и раскупается дачниками на выходные. Вот до чего доводит конкуренция. В телепередаче «Человек и закон» было указано, что нет законодательной базы для борьбы с этим преступным безобразием. Объемы поставок суррогатного топлива доходят от 30 в Москве до 50% в регионах от всего моторного топлива.

Применение масел из отработки не так страшно. Надо только менять их почаще. Согласиться с нормальностью такого положения все равно, что утверждать, что срок замены масла в двигателе личного автомобиля можно безболезненно увеличить в три - пять раз. Но то ведь личное имущество, жалко. Пора делать выводы. Спасения ждать не от кого. Как говорят ирландцы : «Полагайся сам на себя».

Снижению риска нарваться на подделку может быть требование покупателя к поставщикам представлять калькуляции и пройти стендовые испытания. Так как на испытания поставщик может представить «правильное» масло, то объективнее было покупателю отобрать на испытания образец у себя и самому оплатить испытания, не посвящая поставщика до момента поставки.

Те предприятия, которые разобрались в хитрости поставщиков, уже расплатились за обман испорченным оборудованием. Теперь их ни за что не уговорить покупать российские суррогатные смазочные материалы. Попробуйте предложить российское масло в компанию «Сатори» (разборка зданий и вывоз строительного мусора, ведущий подрядчик в Москве), услышите достойную отповедь. И число таких разуверившихся потребителей стремительно растет на радость зарубежным грандам нефтепереработки. Деньги за брендовые иностранные масла приходиться платить за год те же, что и ранее за отечественные, но при значительно меньшем расходе, и оборудование в сохранности.

Мои масла, приготовленные по запатентованной технологии из высококачественного сырья, превзошли в условиях экстремальных нагрузок, созданных на стенде, импортные аналоги и вдвое дешевле их. Условия, задаваемые на стенде, на реальном оборудовании создавать просто опасно, поэтому стендовые испытания наиболее показательно отражают качество масла.

За это качество приходится расплачиваться практически полным отсутствием заказов уже три года. Ведь цена получается в 2 раза выше «аналогов» из отработки. Про то, что масла работали от 2-х до 8-ми раз дольше, за три года забыли, а премии способствуют амнезии. Входной контроль показывает соответствие показателей дешевых масел нормативам. Подогнать параметры отработки к требованиям масла для опытного технолога не составит труда. Но только этого качества не надолго хватает. И темный цвет выдает сомнительное сырье.

Благодаря моей неустанной разъяснительной работе происходит осознание совершенной ошибки. Но сорваться с крючка с дешевой наживкой предприятиям нелегко. Крепко держит система планирования расходов. План расходов на следующий год составляется в марте года предыдущего. В нем заложены небольшие затраты на каждый месяц. Поэтому цех не может купить качественную продукцию, расходы на которую вдвое превысят плановый месячный расход. Этой закупки потом хватит почти на целый год, но тогда останутся неизрасходованные суммы других месяцев. Весь план рушится. А план – это святое. Замкнутый круг. Надо рубить «гордиев узел», ломать всю систему, и строить новую, пока построенное со скрытым браком здание не рухнет само и не похоронит под собою своих создателей. План не догма, а гибкое руководство к действию с системой допусков и возможностей корректировки. Внедрение системы «кайдзен» и «канбан», участие в планировании всех подразделений производственного цикла - достойная замена. Надеюсь, отрезвление скоро произойдет и положение исправится.

Подготовил статью по материалам зарубежной печати и собственным наблюдениям
Высоцкий Сергей Владленович
февраль 2006г.



2009-2017 © ООО "Мегамас-2"   Производство масел и смазок
Москва, Алтуфьевское шоссе, д.53 телефон: (495) 737-32-82

Яндекс.Метрика