В мире существуют диаметрально противоположные парадигмы развития экономики:
1. Бережливая, эффективная, ресурсосберегающая. Продукция с широким набором потребительских свойств, длительным ресурсом и низкими эксплуатационными расходами. Цель производителя - наиболее полное удовлетворение потребностей потребителя, с учётом на перспективу. Решает проблемы покупателя, формирует его вкусы. А покупатель оценивает закупку по рентабельности - "выгодно - невыгодно"или удобно – не удобно. Так на Западе. экономика Г.Форда и Э.Деминга, «зеленая экономика» экономика «голубого океана» вне конкуренции. Минимальная безработица.. Конкуренция идет по линии роста НТП.
2. Расточительная, ресурсозатратная. Экономика «красного океана». Отличается валом выпуска дешевой продукции с низкими издержками производства и ресурсом, конструктивным скрытым браком, высокими эксплуатационными расходами.
"Не настолько мы богаты, чтобы покупать дешевые вещи" У.Черчилль.
Цель производителя - по Марксу - получение прибыли любой ценой. Нет речи о НТП, только снижение затрат любой ценой ради демпинговых цен. Покупатель оценивает её "дешево - дорого" и часто оказывается у разбитого корыта. Высокая безработица и максимальная концентрация производства, монополизм компаний-гигантов. "Низкая цена и качество - понятия экономически несовместимые", "Конкуренция - выигрывает один - проигрывают все, сотрудничество - выигрывают все" Э.Дэминг.
Россия одним из первых указов Путина ФЗ № 94 1999 г. «О госзакупках» подхватила заразу марксовой экономики. ФЗ 223 и 44 тиражировали её. Частные предприятия скопировали с них свои Положения о закупках. Насколько оказались глупы и недальновидны руководители предприятий, поддержавшие ценовую конкуренцию. Живут одним днём.
С одной стороны ценовой конкуренцией тендеров поощряется жульничество и коррупция. С другой - проигравшие лишаются работы и разоряются, физически вымирают. Социальный дарвинизм. Все против всех и каждый сам за себя. О проигравших позаботится дьявол. Сторонники такой парадигмы не могут дать убедительный ответ – что делать проигравшим в конкуренции ? Ответа на вопрос просто нет.
В результате рынок в целом лишается массы потребителей. Остаются подлые монополисты, утратившие мастерство и технологии производства. Идёт массовое падение профессионализма. От продукции растут издержки потребителей, которые закладываются ими в цену. Российские продукты становятся дороги и низкого качества. Замкнутый круг.
На смену российского товара повсеместно приходит импорт - смерть тех монополистов. В этом и был "план Путина" - "обрезать так, чтобы уже ничего после не выросло"? - экономическая пустыня, сырьевая полуколония с компрадорским режимом и послушными развращенными гражданами, зависящими от скудных подачек, не могущими себя сами прокормить. Для этого и уничтожается малый бизнес непомерными налогами и сборами, барьерами тендеров, гос.рэкетом «оборотней» и судебным произволом?. Остается только альтернатива – воровать и откупаться. Кто не приемлет - тоже вымирает.
3. Паразитирование на продаже природных ресурсов. Для Саудовской Аравии подходит. Добывает и экспортирует нефти больше, чем Россия. Выручки хватает на безбедную жизнь 18 млн. граждан и 12 млн. «гастарбайтеров».
От выбора правильной парадигмы и отказа от стереотипов зависит выживание России в ближайшие годы.
Апрель 2012 г.