Логотип МегаМас2
МегаМас-2





Сделаем мир лучше!




На главную Отправить письмо


 
 

Производство масел и смазок     тел.: (495)737-32-82





СЕКРЕТ ФИРМЫ. КАК СОЗДАВАЛИСЬ МАСЛА

 

Стр. 1 из 6

Эта   статья имеет   цель   развеять возможно оставшееся у потребителя сомнение в уникальности продукции ООО «МегаМас-2». Даже наличие Патента на изобретение не смогло убедить отдельных специалистов, что нашим маслам нет равных в мире и разбить стереотип, что отечественные масла якобы всегда хуже импортных.

 Патент выдается тогда, когда проведена тщательная проверка по международной базе данных аналогичных изобретений в указанной области применения, установлен приоритет и превосходство свойств над прототипами, проведена проверка по существу формулы изобретения. Для этого изобретатель предоставляет в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) описание состава (рецептуры) и технологии производства, указывает достигнутые свойства, подтвержденные актами лабораторных, стендовых и промышленных испытаний. От подачи заявки до выдачи Патента проходит два года.

Думаю, любому пользователю нашей продукции и потенциальным потребителям будет интересно узнать, как проходит процесс творчества и получается впоследствии изобретение, как удается достичь превосходства даже над импортными аналогами в такой давно изученной области, как производство смазочных материалов.

Как это ни странно, но большинство изобретений в различных сферах человеческой деятельности производится «дилетантами», т.е. самоучками-одиночками, не получившими диплом о специальном образовании. Дилетантами их считает официальная наука, которая вначале всячески притесняет их, а затем, признав достижение, начинает изучать его и вносить в учебники. Так было всегда, с мрачных времен инквизиции. Джордано Бруно, Николай Коперник, Галилео Галилей пострадали от ученого сообщества, но не отреклись от убеждений. Так, через жертвы, движется наука и развивается человеческое общество.

Сейчас на кострах не сжигают и не пытают, но, тем не менее, в силах маститых ученых серьезно осложнить жизнь изобретателю, опорочить и лишить репутации, работы, средств  существования.   Ведь «дилетант» своим достижением принижает их статус. Целый научный институт за десятилетия не способен предложить рынку ничего выдающегося, а тут появляется выскочка и вырывается вперед. И не химик, а экономист-строитель железных дорог. Как говорится, наука – это удовлетворение собственного любопытства за чужие средства. Когда же результат не достигнут, а на рынке появляется конкурент с успехом, спонсор может и спросить, на что были потрачены его средства. Волей неволей приходится «топить» и задвигать «дилетанта».  К счастью, таких «бронтозавров» осталось не так много. В нефтепереработке все научные институты, кроме одного, поддержали наш почин, пять нефтемаслозаводов предоставили свои производственные мощности для нашего производства.

Показателен пример талантливого изобретателя Виктора Марцевича, спасшего СССР от атомного удара со стороны США. В 1952 г. в Корее разразилась война, которая стала полигоном соперничества ВВС США и СССР.   Американцы установили на свои «Фантомы» радиодальномеры – радары и их летчики обнаруживали наши МиГи за 10-15 км, уничтожали наших летчиков, как слепых котят. Потери перевалили за полторы сотни машин. Гибли асы, прошедшие фронты Второй мировой. Положение стало угрожающим, показав полную беспомощность нашей авиации. Американцы хвастливо заявили, что осенью произведут безнаказанно атомные бомбардировки сотен советских промышленных центров. План нападения на СССР был действительно утвержден генералом Маккартуром – безжалостным жандармом, расстреливавшим демонстрации голодных рабочих во времена правления Президента Герберта Гувера в 1930 г.

2

И тут на сцену выходит 30-ти летний военный инженер – радиолюбитель, утверждающий, что его прибор размером с сигаретную пачку позволит защитить наших летчиков, даст им «зрение». Над проблемой уже работало несколько институтов и конструкторских бюро, были отпущены солидные государственные средства. Естественно выскочку отовсюду гнали взашей, и, в конце концов, упекли в психушку. Судить, как врага народа, было нельзя, все-таки Герой войны. Повторилась история с Левшой: «Англичане ружья кирпичем не чистят».

Старый психиатр-еврей сказал Виктору: «Молодой человек. Я вижу, что Вы абсолютно здоровы. С Вашим изобретением Вам надо пробиться на прием к самому Микояну – Главному конструктору МиГов». Марцевич был отпущен из больницы под ответственность главврача.

Другом Виктора был летчик-испытатель Георгий Береговой. Он сразу понял суть приборчика-антирадара. Коробочка-радиоприемник пищала, как только МиГ накрывался лучом американского дальномера. Установив несколько датчиков в кабине пилота можно было понять, откуда шел вражеский сигнал. Как всегда, все гениальное – просто. Дальше для наших ассов было делом  техники. В искусстве воздушного боя равных им в мире не было.

На следующий день Виктор был вызван к Сталину. Днем позже опытные образцы были переправлены в Корею. Испытания первых 10-ти коробочек увенчались уверенной победой наших летчиков. Через неделю все МиГи были оснащены антирадарами.    Американцы отказались от плана нападения на СССР. Виктор оправдал данное ему имя – «победитель».

Что же чиновники от науки? Ведь даже угроза уничтожения страны через три месяца в пламени атомных бомбардировок не смогла унять их нездоровых амбиций. Как написал Владимир Дудинцев в романе «Не хлебом единым» о похожей ситуации на Синарском трубном заводе – «Изобретатели подобны кометам. Они сгорают сами, освещая путь идущим следом».

Так что я философски отношусь к нападкам и клевете со стороны ученых профильного института. Жаль только, что потеряно уже 6 лет и возврат масел ООО «МегаМас-2» в металлургию идет с большим трудом. Уже половина российского рынка захвачена иностранными нефтяными компаниями.

В чем же преимущество «дилетанта» перед учеными? Он не скован научными догмами и не знает, чего невозможно добиться согласно утверждениям учебников. Так, например, до сих пор считается, что невозможно поднять температуру вспышки масла. Мне это удалось сделать. Результат в 20 – 25 градусов достаточно впечатлителен и обоснован мною на молекулярном уровне. Научные оппоненты по-прежнему считают, что это погрешность измерения, что такого не может быть, потому что не может быть никогда.

Мой хороший друг, врач спортивной медицины, достиг уникальных результатов в восстановлении работоспособности спортсменов после травм и переломов. Если бы не встреча с ним 11 лет назад, сидеть бы мне сейчас прикованным к инвалидному креслу от последствий травм позвоночника, полученных в армии. И последствия микроинфарктов тоже были преодолены во многом благодаря его уникальной методике.

Он рассказал мне, что, если бы его не провалили при поступлении в медицинский институт в Баку (требовалась большая взятка), он бы не стал тем, кто он есть сейчас. Именно изучение научных догм, как он сказал, не позволило бы ему добиться успеха. А так он поступил в пединститут на физвоспитание, разработал уникальный прибор для слежения за уровнем

3

восстановления спортсменов после нагрузок и был затем   приглашен на дальнейшее обучение в Тартусский университет на факультет спортивной медицины. Его изобретение затем использовали и усовершенствовали японцы.

Билл Гейтс признался недавно при торжественном вручении ему Диплома о высшем образовании, что, если бы он не покинул в молодости Кембридж после двух лет учебы, то стал бы рядовым клерком. Трудно даже представить, каким бы был наш современный мир сейчас, не соверши компьютерный гений в молодости столь «опрометчивый» шаг.

Боже упаси читателя сделать вывод о вреде высшего образования. Специалист должен обладать разносторонними знаниями. Как говорил Козьма Прутков : «Узкий специалист подобен флюсу. Полнота его одностороння». Я получил в МИИТе два образования. Проучившись на отлично пять семестров на «Автоматизированной обработке экономической информации», где учили анализу и программированию экономических процессов, добился перевода на «Экономику и управление строительным производством». Потому моя учеба продлилась семь лет. Было изучено 56 математических, экономических, строительных, кибернетических, инженерных дисциплин. МИИТ – кузница кадров для любой отрасли страны. МПС всегда было государством в государстве, подобно Ватикану. Бывший глава Администрации Президента России Волошин А.С. - окончил наш институт.

Вернусь к главной теме статьи – как я создаю масла.   Как уже выше указал, моя первая специальность после окончания института – «экономика и управление строительным производством». Химия и в школе и в железнодорожном институте была любимым предметом. Судьба же распорядилась иначе. По специальности проработал полтора года в «Шереметьево».

На товарно-сырьевой бирже в 1991 г., меня, как самого результативного брокера за первые 100 дней работы биржи, работающего в основном на аэропорт «Шереметьево», стали опекать брокеры – продавцы, закончившие МИНГ им. Губкина: «Что ты все подряд покупаешь, от дорожной техники до стройматериалов? Раз ты сам в аэропорту работал и пользуешься уважением его начальника и начальника службы ГСМ – покупай и поставляй керосин и масла». Так я и стал с тех пор «керосинщиком». Увлекло и затянуло. В детстве качал керосин покупателям в магазине у деда, теперь стал «качать» керосин эшелонами.

Моим правилом на бирже стало знать о свойствах товара все, чтобы вести профессиональный разговор и с Клиентом-покупателем и с брокером-продавцом. В познании свойств ГСМ учителей искать не пришлось. Они сами с радостью помогли мне стать почти равным им в знаниях. Переданные знания вернулись им сторицей со сделок, проводимых совместно. А в овладении искусства продаж помогла специальная литература.

В 1996 г. познакомился и начал работать с опытным специалистом в нефтепереработке- выпускником Ульяновского высшего военного училища ГСМ – единственного профильного армейского учебного заведения в этой области. В то время он уже работал технологом американской нефтяной компании «Кемлуб», контролировал производство масел для «Газпром». С 1998 г. началось наше дальнейшее сотрудничество уже в области разработок смазочных материалов.   Дефолт сделал импортные масла дорогими и для нас открылись широкие перспективы. За два года цель – «превзойти в качестве импорт» - была достигнута.

В последующие годы часто обращался за консультациями к таким известным специалистам в нефтепереработке, как к профессору Бакалейникову Б. М., Мельникову Е.И., Питомцу Н.Ф., Райсину Б.А., за что им большая   благодарность.

4

Так что к 2000 г. я стал уже совсем не дилетант, как утверждают мои научные оппоненты, чью 30-летнюю монополию в разработках мы нарушили. Обучение в МГУ путей сообщения (МИИТ) тоже не прошло даром. Изучение системного анализа и теории систем, экономики и управления производством стали фундаментом для дальнейшей деятельности.

Приступая к разработке нового смазочного материала, прежде всего, детально изучаю область его применения и оборудование Заказчика, нахожу прототип.   Такой тип проектирования называется «паушальным» контрактом. Затем начинается процесс, подобный игре в пазлы. Изучив свойства отдельных компонентов и их сочетаемость, удается собрать черновую картинку. Далее, в ходе многочисленных лабораторных экспериментов и испытаний, удается отточить рецептуру. Так,  например, для получения окончательной рецептуры масла для гидропередач «марки А» в 1999 году, пришлось провести испытания по всем показателям 38-ми опытных образцов. Предыдущий состав был безвозвратно утерян ввиду прекращения производства базового масла и многих присадок. Лучший образец был испытан на стенде в НАМИ. Работа была проведена в рекордные сроки – 3 месяца. «Нет ничего невозможного. Чтобы сдвинуть гору с места нужно просто сконцентрироваться» (Кодекс Бусидо). Наш энтузиазм был поддержан Директором ОАО «Московский нефтемаслозавод» Мельниковым Е.И. и всеми работниками завода. Большая благодарность начальнику ЦЗЛ Патрашковой З.И. и главному технологу Чуркиной В.И., начальникам цехов Морозовой И.Ю. и Хайловой Н.В.  

Заводам и институтам на подобную работу требуется до 3-х лет. А мы за 1999 год создали пять принципиально новых индустриальных и транспортных масел – марки «А» и «Р», ГТ-50, серия ИТВ, И-100Р(С)н (модернизированное), серия ИТД. При сходстве в названиях с существующими отечественными аналогами, состав и свойства были принципиально иные. Финансирование велось из собственных источников средств, заработанных за 8 лет предыдущей работы.  И именно те масла, с которыми мы обратились за помощью в утверждении документации в профильные курирующие институты, за что были заплачены  самые большие суммы, не пошли в массовое производство. После сотрудничества с ВНИИ ЖТ был даже Допуск на производство получен, но МПС уклонилось от выдачи Приказа на закупки, сославшись на реорганизацию в 2000 г. в РЖД. Наш же конкурент прошел без проблем. В дальнейшем Допуски оформляли не на себя, а на Московский нефтемаслозавод.

Те же масла, на которые были впоследствии оформлены Патенты на изобретение (расходы в 25 раз меньшие, чем за Допуск), стали нашим «хлебом насущным». После этого к чиновникам от науки у нас отношение стало очень осторожное. Если и не «украдут» изобретение, то возглавив оппозицию, обязательно ее «утопят».

Постоянным нашим партнером стал ФГУП ГосНИИ № 25 химотологии Министерства Обороны – военный институт, ведущий разработки смазочных материалов для армии и контролирующий процесс их производства. Мне, как почитателю Кодекса чести воинов-ученых Бусидо, такое сотрудничество пришлось как нельзя лучше. Все наши масла прошли испытания в этом институте.   Профессионализм и честь ученых – офицеров, оказались на высоте.

При разработке продукта мы руководствовались правилом Генри Форда : «Не думай о собственной выгоде, а только о том, как доставить покупателю максимум удовольствия. Дай ему качество, о котором он не смел и мечтать. И прибыль от благодарного покупателя не обойдет тогда вас стороной» (Г.Форд «Моя жизнь, мои достижения» 1924г.).

 

5

Поэтому качественными свойствами наши масла наделялись по максимуму. Мы, как «дилетанты», не знали о догматических научных ограничениях и стремились к цели, не стреноженные предрассудками. Наблюдали и изучали идущие в реакторе процессы, представляли, как должно работать масло в механизмах. Так творился «мыслеобраз», отрабатывалась технология. Результат потому превосходил все ожидания. «Теория без практики слепа, практика без теории бессмысленна».

Во главу угла ставилась рентабельность нашего продукта для Клиента, т.е. прибыль, полученная им от применения нашей продукции, деленная на эксплуатационные расходы Клиента. Т.е. наш подход оказался ближе потребителю, чем подход в разработках специалистов, прежде всего думающих о собственной выгоде. О собственной рентабельности мы думали в последнюю очередь, когда ценовые конкурсы столкнули нас с   черными «аналогами» и заставили работать в убыток. Применяя экономичные высокоэффективные компоненты и максимально урезав собственную зарплату и накладные расходы, мы все равно два года побеждали в конкурсах с нулевой рентабельностью. В дальнейшем сошли с дистанции, чтобы не оказаться «стрелочниками» в результате предрекаемой нашими научными оппонентами аварии производства заказчика. Авария все же произошла, но от дешевого черного масла, когда нашей продукции у заказчика уже не было.

Большую помощь оказал справочник под редакцией Школьникова «Смазочные материалы …». Ведь в нем указан состав присадок в маслах по назначению. Выбрать наилучшие из них, добиться их совместимости (синергизма) и определить процентный состав в дальнейшем было делом техники маститых «дилетантов». Выбор компонентов – широчайший. Наш партнер по производству с 2002 г. ООО «НПП Квалитет» постоянно расширяет и совершенствует предложение присадок. Они создаются совместно с компанией SHEVRON ORONITE . Не обходим вниманием и присадки компании INFINEUM .

 Как японцы по всему миру скупали патенты и совершенствовали чужие изобретения, так и мы «доводили до ума»  вновь открытые старые рецептуры. Как Колумб вновь «открыл Америку», так и нам, вначале, приходилось повторять пройденное нашим конкурентом в разработках, повторять его ошибки. За это нас чиновники от науки обвиняли на всю страну в плагиате и прочих грехах. Но мы не останавливались и продолжали совершенствование, которому нет предела.   

Качественный скачок произошел после полугодового сотрудничества с владельцами бельгийского подразделения американской нефтяной компании « SUNOCO ». Понял, в чем главное отличие отечественных ГСМ от импортных – в степени очистки от вредных нефтяных примесей. Это стало видно при сравнении образцов: российские индустриальные масла – как черный мазут, импортные – прозрачные, красивого солнечного цвета масла. Кстати, цветовой фон настоящего сайта выдержан именно в этой гамме цвета наших масел.

Нефтеперерабатывающие заводы в России в 90-е годы иногда буквально захлебывались и останавливались из-за того, что все хранилища были залиты мазутом под завязку. После перехода большинства котельных на газ мазут буквально некуда стало девать.

В процессе переработки мазута из него получают легкие и остаточные тяжелые масла, битум и гудрон. Если проанализировать, что такое легкие и остаточные масла сразу после перегонки, то получается, что это тот же мазут, только разделенный на фракции. Потому-то неочищенные масла так дешевы и расход их так велик. В России выход топлива из нефти – 40 – 60%. Оборудование сильно устарело. На Западе из нефти выгоняется до 85% топлива.

6

Применяются различные технологии, висбрекинг в частности, оборудование постоянно обновляется. Лишь после очистки от вредных компонентов, прежде всего от битумных смол, закупоривающих дренажи циркуляционных систем, что ведет к огромным утечкам масла, и примесей, вызывающих коррозию металлов, мазут становится полноценным товарным маслом. Но если все масла начать очищать, то их срок службы увеличивается до 8-ми раз. Куда тогда все-таки мазут девать ?

Спасение нефтепереработчикам в 2000г. пришло со стороны самих потребителей. Те ввели ценовые конкурсы и стали требовать все подешевле. Хотите дешево – пожалуйста, мы не возражаем. На очистку стали направляться наиболее ответственные масла – транспортные, турбинные, энергетические. К индустриальным маслам отношение иное. Поэтому у отечественной нефтепереработки большая проблема – или закупать новое оборудование и совершенствовать производство, или продолжать гнать «черноту». Чаще применяется третий вариант – нефть без проблем гонится за рубеж, а российские нефтемаслозаводы испытывают дефицит сырья. На реконструкцию у нефтяных компаний не хватает средств, так как выручка свыше 27 долларов за баррель отсекается в Стабфонд. На развитие остается всего 10 долларов с барреля (150 литров). Отсюда и парадокс – почему в нефтедобывающей стране цены на топливо дороже, чем в стране, нефть покупающей. Абсурдная ситуация, которая в прежние годы была бы расценена как массовое вредительство.

В США бензин стал дешевле, чем в России, а все равно там начались демонстрации «пустых канистр» и отказ от прожорливых внедорожников. В Саудовской Аравии бензин в 5 раз дешевле, чем в России. И винить некого. Нужна глобальная модернизация производства, замена основных фондов. Такая работа уже начата ОАО «Газпромнефть» и ОАО «ЛУКойл» - флагманами отечественной нефтепереработки.   Но большинство живет сегодняшним днем и не загадывает на будущее.

Мы избрали узкую нишу в производстве смазочных материалов – производство жаростойкого масла, которому нет в мире равного. Другие наши разработки все еще ждут своего часа.

Самая большая надежда на масла для прокатных станов серии ИТВ. На них подтвержден ФИПС приоритет в разработке и оформляется выдача Патента на изобретение. В них применено очередное ноу-хау. Как сейчас стало модно называть – нанотехнологии, но мне почему-то не нравится это уже затертое слово. Вернее было бы сказать, изобретение на молекулярном уровне.

Подводя итог статье, раскрою секрет нашей фирмы в разработке и производстве совершенных смазочных масел: наблюдение и анализ процессов; разносторонние знания; забота о Клиенте.

Надеюсь, что в ближайшее время положение для нас должно измениться. За прошедшие 6 лет, после вытеснения с рынка наших масел «дешевыми» «аналогами», их расход возрос в 3-8 раз, увеличился объем сервисных работ, стало страдать оборудование. Многие потребители, намучавшись с дешевкой, перешли на импорт. Поэтому, уверенные в своей правоте, мы все эти годы ведем непрерывную разъяснительную работу с нашими бывшими, настоящими и будущими Клиентами.

Победа будет за нами.

 


 

2009-2017 © ООО "Мегамас-2"   Производство масел и смазок
Москва, Алтуфьевское шоссе, д.53 телефон: (495) 737-32-82

Яндекс.Метрика